| УСТАВ  | СТРУКТУРА  | ПАСПОРТ  | ПЕРВЫЕ ЛИЦА  | УПРАВЛЕНИЯ, КОМИТЕТЫ, ОТДЕЛЫ  |
 | СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ  | СОСТАВЫ КОМИССИЙ  | РЕГЛАМЕНТ СОБРАНИЯ  |
 | ПОСЕЛКОВЫЕ И СЕЛЬСКИЕ АДМИНИСТРАЦИИ  | МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ  |


УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЕЛЬСКИЙ РАЙОН"

Зарегистрирован Управлением юстиции
администрации Архангельской области 16 июня 1997г.
Свидетельство о регистрации №13
Принят: Решением референдума от 9 декабря 1996г. №56
Внесены изменения на 17 сессии Собрания депутатов
МО "Вельский район" от 2 февраля 2000г.
Внесены изменения на 2 сессии Собрания депутатов
МО "Вельский район" второго созыва от 6 февраля 2001г.


О Г Л А В Л Е Н И Е

ГЛАВА I. Муниципальное образование и его территория.
    Статья 1. Муниципальное образование "Вельский район".
    Статья 2. Территория муниципального образования.

ГЛАВА II. Местное самоуправление.
    Статья 3. Местное самоуправление.
    Статья 4. Вопросы местного значения.
    Статья 5. Выполнение органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий.
    Статья 6. Символика муниципального образования.
    Статья 7. Устав муниципального образования.
    Статья 8. Право граждан на осуществление местного самоуправления.
    Статья 9. Местный референдум.

ГЛАВА III. Структура и формы осуществления местного самоуправления.
    Статья 10. Органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
    Статья 11. Представительный орган местного самоуправления — Собрание депутатов муниципального образования.
    Статья 12. Полномочия Собрания депутатов и его председателя.
    Статья 13. Организация работы Собрания депутатов.
    Статья 14. Президиум Собрания, депутат Собрания.
    Статья 15. Глава муниципального образования.
    Статья 16. Администрация муниципального образования — исполнительный орган местного самоуправления
    Статья 17. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.
    Статья 18.Органы местного самоуправления — юридические лица.
    Статья 19.Территориальные исполнительные органы местного самоуправления.
    Статья 20.Органы управления в г. Вельске, рабочих поселках и сельсоветах муниципального образования

ГЛАВА IV. Органы территориального общественного самоуправления.
    Статья 21.Территориальное общественное самоуправление населения.
    Статья 22.Собрания (сходы) граждан.

ГЛАВА V. Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
    Статья 23.Экономическая основа местного самоуправления
    Статья 24.Муниципальная собственность.
    Статья 25.Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности.
    Статья 26.Финансовая основа местного самоуправления.
    Статья 27.Обеспечение минимального местного бюджета.

ГЛАВА VI. Ответственность и гарантии органов местного самоуправления.
    Статья 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
    Статья 29. Гарантии местного самоуправления.

ГЛАВА VII. Заключительные положения.
    Статья 30. О применении нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

наверх

Мы, жители поселений, входящих в состав рабочих поселков Кулой, Солгинский, Усть-Шоноша, 18 сельсоветов: Аргуновского, Благовещенского, Верхне-Устькулойского, Верхне-Шоношского, Липовского, Муравьевского, Низовского, Пакшеньгского, Пежемского, Попонаволоцкого, Пуйского, Ракуло-Кокшеньгского, Судромского, Тегринского, Усть-Вельского, Хозьминского, Шадреньгского, Шоношского и города Вельска, являясь в соответствии с Конституцией Российской Федерации, носителем власти, создаем на территории наших поселений единое муниципальное образование "Вельский район" и принимаем настоящий Устав, определяющий структуру и принципы местного самоуправления в наших поселениях.

ГЛАВА I.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Муниципальное образование "Вельский район"

1. Муниципальное образование "Вельский район" состоит из группы населенных пунктов, входящих в соответствии с административно-территориальным делением Архангельской области в состав рабочих поселков Кулой, Солгинский, Усть-Шоноша, 18 сельсоветов: Аргуновского, Благовещенского, Верхне-Устькулойского, Верхне-Шоношского, Липовского, Муравьевского, Низовского, Пакшеньгского, Пежемского, Попонаволоцкого, Пуйского, Ракуло-Кокшеньгского, Судромского, Тегринского, Усть-Вельского, Хозьминского, Шадреньгского, Шоношского и города Вельска.
2. Центром муниципального образования является город Вельск.

Статья 2. Территория муниципального образования

1. Территория муниципального образования "Вельский район" состоит из территорий входящих в него города Вельска, рабочих поселков Кулой, Солгинский, Усть-Шоноша, вышеперечисленных 18 сельсоветов, прилегающих к ним земель общего пользования, рекреационных зон, земель, необходимых для развития поселений, земель лесного фонда, земель сельскохозяйственных предприятий и других земель в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения и составляет 10,06 тыс. кв. км.
2. Территория муниципального образования граничит с территориями Коношского, Няндомского, Шенкурского, Устьянского муниципальных образований Архангельской области и Верховажского муниципального образования Вологодской области.
3. Изменение границ муниципального образования без учета мнения его населения не допускается.

наверх
ГЛАВА II.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 3. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.
2. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
3. Население г. Вельска, рабочих поселков Кулой, Солгинский, Усть-Шоноша, сельских поселений независимо от его численности не может быть лишено права на создание самостоятельных муниципальных образований.

Статья 4. Вопросы местного значения

1. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные законодательством к предметам ведения местного самоуправления, а также иные вопросы, не отнесенные законодательством к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и области, других муниципальных образований.
2. К вопросам местного значения относятся:
— принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;
— владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
— местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
— комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его отдельных территорий;
— содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
— организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
— организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
— охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
— регулирование планировки и застройки территорий;
— создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
— контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
— регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
— организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
— организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
— муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
— благоустройство и озеленение территории населенных пунктов;
— организация утилизации и переработки бытовых отходов;
— организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
— организация и содержание муниципальных архивов;
— организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
— создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
— создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
— сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
— организация и содержание муниципальной информационной службы;
— создание условий для деятельности средств массовой информации района;
— создание условий для организации зрелищных мероприятий;
— создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
— обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
— участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
— обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Статья 5. Выполнение органами местного самоуправления муниципального образования отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления муниципального образования в соответствии с законодательством могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования и их должностные лица несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Статья 6. Символика муниципального образования

1. Муниципальное образование вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Статья 7. Устав муниципального образования

Устав муниципального образования является основным нормативным правовым документом, регулирующим наиболее существенные вопросы организации местного самоуправления.

Статья 8. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации, проживающие в муниципальном образовании, осуществляют свое право на местное самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.
2. Граждане РФ, проживающие в муниципальном образовании:
— имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей;
— имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
— имеют равный доступ к муниципальной службе;
— имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
4. Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет и проживающий на территории муниципального образования, вправе принимать участие в выборах органов местного самоуправления. Депутатом выборного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18-летнего возраста и проживающий на территории муниципального образования.
Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21-летнего возраста.
Граждане могут избирать и быть избранным независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по обвинительному приговору суда.

Статья 9. Местный референдум

1. Местный референдум является высшим непосредственным выражением воли жителей муниципального образования.
2. Решения, принятые референдумом, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и видов собственности и гражданами, проживающими на территории муниципального образования "Вельский район".
3. Решения, принятые референдумом, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти и местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного акта, орган местного самоуправления обязан принять соответствующий акт.
4. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, производятся за счет средств местного бюджета.
5. Решение о проведении местного референдума принимает Собрание депутатов.
6. Организация и проведение местного референдума осуществляется открыто и гласно.
7. Не могут быть вынесены на референдум следующие вопросы:
— о введении, изменении и отмене местных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;
— о принятии и изменении местного бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств муниципального образования;
— о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
8. Постановка вопроса, выносимого на референдум, должна обеспечивать возможность ясного, прямого и однозначного ответа.
9. Решение, принятое референдумом и итоги голосования подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.
10. Местный референдум проводится в соответствии с областным Законом "О местном референдуме в Архангельской области".

наверх
ГЛАВА III.
СТРУКТУРА И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10. Органы и выборные должностные лица местного самоуправления

1. Органами местного самоуправления муниципального образования являются:
— представительный орган — Собрание депутатов;
— исполнительный орган — администрация муниципального образования;
— соответствующие администрации в г. Вельске, рабочих поселках и сельсоветах;
— органы территориального общественного самоуправления.
2. . Выборными должностными лицами местного самоуправления являются:
— муниципального образования — глава местного самоуправления;
— председатель Собрания депутатов;
— заместитель председателя Собрания депутатов;
— депутаты Собрания депутатов, работающие на постоянной профессиональной основе.
3. Порядок избрания и деятельности органов местного самоуправления определяется действующим законодательством РФ, Архангельской области и настоящим Уставом.

Статья 11. Представительный орган местного самоуправления — Собрание депутатов муниципального образования

1. Собрание депутатов избирается населением муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в количестве 38 депутатов по избирательным округам:
г. Вельск — 14 мандатов;
р.п. Кулой — 4 мандата;
р.п. Солгинский — 1 мандат;
р.п. Усть-Шоноша — 1 мандат;
сельские территории — 18 мандатов (по одному мандату от сельсоветов, указанных в статье 1 настоящего Устава).
2. Как правило, одновременно с избранием Собрания депутатов на той же основе и альтернативно сроком на 4 года, избирается глава муниципального образования.
3. Собрание депутатов на организационном заседании избирает из числа депутатов председателя Собрания, работающего на постоянной профессиональной основе и его заместителя.
4. Полномочия Собрания депутатов прекращаются в случаях:
— самороспуска;
— по итогам референдума;
— по истечении срока полномочий;
— если в результате добровольного сложения полномочий депутатами Собрания общее число депутатов окажется менее 2/3 от установленного количественного состава Собрания депутатов;
— если Собрание в течение 4 месяцев не может провести сессию из-за отсутствия кворума.
5. Замещение вакантных мест в Собрании депутатов проводится в соответствии с законом Архангельской области "О выборах в органы местного самоуправления".
Резервным депутатом по многомандатному округу является кандидат в депутаты Собрания, набравший на выборах число голосов избирателей следующее за числом голосов поданных за избранных депутатов.

Статья 12. Полномочия Собрания депутатов и его председателя

1. К исключительной компетенции Собрания депутатов относится:
— решение не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования или о передаче рассмотрения новой редакции Устава на референдум;
— избрание председателя Собрания, его заместителя;
— формирование постоянных комиссий и утверждение их председателей;
— формирование депутатских групп;
— утверждение структуры органов местного самоуправления;
— утверждение местного бюджета, положений о внебюджетных фондах и их смет, отчетов об исполнении бюджета и смет внебюджетных фондов;
— принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
— установление местных налогов и сборов;
— установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
— принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования;
— контроль за деятельностью администрации муниципального образования;
— определение средств местного бюджета на содержание представительного и исполнительного органов местного самоуправления.
2. Полномочия председателя Собрания:
— организует работу Собрания депутатов, его президиума, постоянных комиссий, рабочих групп и оказывает помощь отдельным депутатам в выполнении ими депутатских обязанностей;
— представляет Собрание в отношениях с администрацией муниципального образования, государственными и общественными органами;
— открывает и закрывает счета в банковских учреждениях и распоряжается средствами Собрания;
— организует прием граждан, рассматривает заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;
— организует и контролирует выполнение решений Собрания депутатов;
— представляет Собранию ежегодный доклад о работе Собрания;
— подписывает от лица Собрания в порядке, определенном Уставом, нормативные правовые акты;
— решает вопросы приема и увольнения работников аппарата представительного органа, применяет меры поощрения и дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством о труде. С муниципальными служащими, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления и выборных органов местного самоуправления, председателем Собрания депутатов при поступлении на работу могут заключаться срочные трудовые договоры на срок полномочий органов и выборных должностных лиц, деятельность которых ими обеспечивается.
— решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 13. Организация работы Собрания депутатов

1.Заседания Собрания депутатов проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Заседания могут проводиться по инициативе 1/3 избранного числа депутатов.
2. Заседание Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
3. На заседаниях Собрания председательствует председатель или его заместитель. Для организации работы Собрания депутатов создается Президиум, состоящий из председателя Собрания, главы муниципального образования, заместителя председателя Собрания и представителей постоянных комиссий. Президиум работает в соответствии с регламентом работы Собрания.
4. По рассматриваемым вопросам Собрание большинством голосов от установленного числа депутатов принимает решения. Вопросы о проведении референдума о досрочном прекращении полномочий главы местного самоуправления и самороспуске Собрания депутатов принимаются 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Принятые решения подписываются и обнародуются председательствующим на Собрании депутатов.
5. Иные вопросы организации и проведения заседаний Собрания депутатов определяются в регламенте, принимаемом Собранием.

Статья 14. Президиум Собрания, депутат Собрания

1. Заседания Президиума Собрания депутатов проводятся между сессиями не реже одного раза в две недели. К компетенции Президиума относится:
— организация работы Собрания депутатов;
— рассмотрение вопросов по принятым на Собрании депутатов решениям, подготовка заключений о ходе их выполнения для представления Собранию;
— оказание содействия постоянным комиссиям и рабочим группам в осуществлении ими своих полномочий;
— обеспечение подготовки вопросов местного значения, вносимых на рассмотрение Собрания депутатов, выработка рекомендаций по ним.
2. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Полномочия депутата, начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.
4. Число депутатов Собрания депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе, устанавливается Собранием депутатов самостоятельно.
5. Депутат ведет работу в соответствии с областным законом "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Архангельской области", в соответствии с полномочиями, возложенными на него Собранием депутатов, поддерживает связи с избирателями своего округа, изучает общественное мнение и экономическую ситуацию на территории округа, информирует население о деятельности органов самоуправления, ответственен перед избирателями и им подотчетен.
6. Депутат прекращает исполнение своих полномочий в случаях:
— истечения срока полномочий;
— по личному заявлению о сложении полномочий;
— при вступлении в законную силу обвинительного приговора суда;
— отзыва избирателями;
— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Решение о прекращении полномочий депутата принимается Собранием депутатов.
7. Депутату гарантируются социальные гарантии и неприкосновенность в соответствии с законодательством.

Статья 15. Глава муниципального образования

1. Глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, администрацию муниципального образования "Вельский район" и осуществляет общее руководство подконтрольными ему администрациями, муниципальными предприятиями, организациями и учреждениями.
Главе муниципального образования гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, о чем издается соответствующее постановление.
2. Глава муниципального образования:
— разрабатывает схему управления экономикой муниципального образования, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
— определяет штаты и разрабатывает структуру администрации муниципального образования, принимает на работу и увольняет должностных лиц, рабочих и служащих аппарата, подконтрольных ему руководителей муниципальных предприятий, применяет меры поощрения и дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством о труде. С муниципальными служащими, непосредственно обеспечивающими исполнение полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления и выборных органов местного самоуправления, главой муниципального образования при поступлении на работу могут заключаться срочные трудовые договоры на срок полномочий органов и выборных должностных лиц, деятельность которых ими обеспечивается.
— заместители главы муниципального образования назначаются последним по согласованию с Собранием депутатов в порядке, определяемом Положением об администрации муниципального образования;
— организует работу с кадрами администрации, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
— осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации, учреждениями, состоящими на местном бюджете, а также контроль за деятельностью предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
— организует и контролирует выполнение постановлений и распоряжений администрации муниципального образования общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, находящимися на территории муниципального образования;
— заключает договоры и соглашения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, по любым вопросам жизнедеятельности муниципального образования и интересов его населения;
— представляет Собранию депутатов ежегодный доклад о деятельности администрации муниципального образования;
— представляет Собранию депутатов проект бюджета и ежегодный отчет о его исполнении;
— организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
— рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов местного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
— представляет интересы муниципального образования в суде, в иных органах власти и управления; — отменяет противоречащие законодательству приказы руководителей органов и структурных подразделений администрации муниципального образования;
— оказывает содействие соответствующим комиссиям в осуществлении ими своих полномочий;
— открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами администрации муниципального образования, подписывает финансовые документы;
— издает постановления и распоряжения в пределах своей компетенции, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом;
— взаимодействует с руководителями органов местного самоуправления;
— осуществляет представительские и иные функции от лица органов местного самоуправления и от лица муниципального образования;
— подписывает от лица местного самоуправления в порядке, определяемом Уставом, нормативные правовые акты;
— организует работу администрации муниципального образования;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3. Глава муниципального образования прекращает исполнение полномочий в случаях:
— окончания срока полномочий;
— отставки;
— выражения недоверия со стороны избирателей;
— вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
— стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия;
— в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Статья 16. Администрация муниципального образования — исполнительный орган местного самоуправления

1. Администрация муниципального образования является исполнительным органом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством главы муниципального образования.
2. К компетенции администрации относятся:
— разработка проекта и исполнение местного бюджета, планов и программ развития территорий и поселений;
— решение земельных вопросов в установленном порядке;
— распоряжение муниципальной собственностью в установленном порядке;
— издание распорядительных актов;
— установление договорных отношений с хозяйствующими субъектами по реализации жизнеобеспечения территории муниципального образования и его поселений;
— другие вопросы.
3. Работники аппарата администрации являются муниципальными служащими, назначаемыми главой муниципального образования.
4. Квалификационные требования к должностям, права, обязанности муниципальных служащих, порядок прохождения ими службы, ограничения при поступлении на службу, условия оплаты труда и социальные гарантии определяются в соответствии с действующим федеральным законодательством, Законами Архангельской области.

Статья 17. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Собрание депутатов принимает на своих заседаниях решения.
Решения Собрания депутатов, имеющие нормативно-правовой характер, принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов и в пятидневный срок направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования.
Глава муниципального образования в течение десяти дней с момента поступления принятого Собранием депутатов нормативного правового акта подписывает и обнародует его.
До истечения указанного срока решение Собрания депутатов может быть возвращено главой муниципального образования с его мотивированными замечаниями или поправками Собранию депутатов для повторного рассмотрения.
При повторном рассмотрении отклоненное главой муниципального образования решение может быть принято Собранием депутатов в прежней редакции большинством, не менее двух третей голосов, от установленного числа депутатов Собрания. В этом случае глава муниципального образования обязан подписать и обнародовать его в течение пяти дней.
Глава муниципального образования, его заместители, главы администраций территориальных образований издают постановления и распоряжения.
Начальники управлений, комитетов и отделов администрации муниципального образования издают приказы и распоряжения.
2. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу с момента их подписания или даты, указанной в самих актах. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статья 18. Органы местного самоуправления — юридические лица

1. Юридическими лицами в системе местного самоуправления муниципального образования являются:
— Собрание депутатов муниципального образования;
— администрация муниципального образования;
— комитеты, управления, отделы администрации в соответствии с Положениями о них;
— территориальные подразделения органов управления в соответствии с Положениями о них;
— органы территориального общественного самоуправления в соответствии с актами об их регистрации.

Статья 19. Территориальные исполнительные органы местного самоуправления

1. На территории муниципального образования представительным органом местного самоуправления в рамках собственной компетенции и по предложению главы муниципального образования могут создаваться исполнительные органы местного самоуправления, имеющие статус юридического лица, распорядительные и прочие полномочия, право издавать нормативные акты.
2. Исполнительные органы местного самоуправления: управления, комитеты, отделы, попечительские советы, советы фондов и прочие образования — могут действовать в границах всего муниципального образования.
3. Территориальные исполнительные органы местного самоуправления наделяются необходимой компетенцией, имуществом, финансовыми средствами, полномочиями и административно подчинены главе муниципального образования, подконтрольны Собранию депутатов и администрации муниципального образования.

Статья 20. Органы управления в г. Вельске, рабочих поселках и сельсоветах муниципального образования

1. Органами управления в г. Вельске являются администрация города и общественный совет при главе администрации, возглавляемый последним.
2. Органами управления в рабочих поселках и сельсоветах муниципального образования "Вельский район" являются поселковые и сельские администрации, а также общественные советы при главах этих администраций, возглавляемые ими.
3. Главы администрации г. Вельска, поселковых и сельских администраций назначаются и увольняются главой муниципального образования по согласованию с Собранием депутатов в порядке, определяемом Положениями об этих администрациях.

наверх
ГЛАВА IV.
ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 21. Территориальное общественное самоуправление населения

1. Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) граждан для решения вопросов местного значения, а также через органы территориального общественного самоуправления населения (Советы, домовые, уличные комитеты и т.п.).
2. Порядок организации и деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, их компетенции определяются Собранием депутатов муниципального образования.

Статья 22. Собрания (сходы) граждан

1. В населенных пунктах муниципального образования (группе населенных пунктов, микрорайонах, кварталах, улицах) по мере необходимости могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. В работе собраний (сходов) граждан принимают участие все граждане, достигшие 18 лет, проживающие на данной территории, а также граждане, имеющие на территории соответствующего поселения на праве собственности недвижимое имущество, уплачивающие налоги в местный бюджет и заявившие о желании участвовать в работе собраний (сходов).
3. Собрания (сходы) граждан могут проводиться по инициативе жителей. Собрания (сходы) являются правомочными при участии в них более половины жителей, обладающих избирательным правом.
4. Для ведения собрания (схода) граждан открытым голосованием избираются председатель собрания и секретарь, утверждается повестка дня, ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем собрания.
5. Решения собраний (сходов) принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан. Решения собрания (схода), принятые в пределах его компетенции и соответствующему законодательству, исполняются органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
Решения могут быть отменены самим собранием (сходом) или признаны незаконными судом.

наверх
ГЛАВА V.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 23. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в установленном порядке в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.

Статья 24. Муниципальная собственность

1. В состав муниципальной собственности муниципального образования входят:
— средства местного бюджета и муниципальные внебюджетные фонды;
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
— муниципальные предприятия и организации;
— муниципальный жилищный фонд и муниципальные нежилые помещения;
— муниципальные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта;
— другое движимое и недвижимое имущество.
2. Передача объектов или имущества, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность Архангельской области или Российской Федерации осуществляется Собранием депутатов.
3. Органы местного самоуправления муниципального образования управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
4. Комитет по управлению имуществом администрации самостоятельно управляет муниципальной собственностью в порядке, установленном настоящим Уставом и Положением о порядке управления муниципальной собственностью.
5. Приватизация муниципальной собственности проводится в соответствии с законодательством РФ, программой приватизации. План приватизации муниципальных предприятий и объектов социальной сферы согласовывается с Собранием депутатов.
6. Администрация муниципального образования в пределах своей компетенции определяет условия и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных предприятий, учреждений, организаций, заслушивает отчеты о их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым и гражданским законодательством.
7. Администрация муниципального образования на подведомственной территории вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры, выполнение других работ, производство продукции, оказание услуг, необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения муниципального образования, с использованием для этого материальных и финансовых ресурсов.
8. Администрация муниципального образования вправе создавать предприятия в соответствии с действующим законодательством.
9. Исполнительный орган местного самоуправления вправе в установленном законом порядке осуществлять внешнеэкономическую деятельность в интересах населения муниципального образования.
10. Администрация муниципального образования вправе:
а) передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование юридическим лицам и гражданам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки;
б) определять в договорах и соглашениях условия использования продаваемых или передаваемых в пользование объектов.
11. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, должно быть закреплено за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета, находится в их оперативном управлении.

Статья 25. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности

1. Отношения администрации муниципального образования с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
2. Администрация муниципального образования вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, создавать предприятия, учреждения, организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 26. Финансовая основа местного самоуправления

1. Финансовую основу местного самоуправления муниципального образования составляют бюджет, внебюджетные и валютные фонды, кредитные ресурсы, ценные бумаги, заемные средства, долговые обязательства, средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими законодательными и исполнительными органами, и иные финансовые ресурсы.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.
Утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета производится Собранием депутатов. 2. Местный бюджет формируется за счет закрепленных действующим законодательством доходных источников, поступающих в бюджет муниципального образования, отчислений от регулируемых источников доходов в соответствии с нормативами, установленными федеральным законодательством и законодательством области, поступлений от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивидендов от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотаций и субвенций и иных источников средств, образуемых в результате деятельности органов местного самоуправления.
Доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов местного самоуправления, изъятию не подлежат, используются по их усмотрению и не могут служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий финансовый год.
3. Представительный орган самоуправления имеет право устанавливать местные налоги и сборы в пределах, определяемых законами РФ, устанавливать в пределах причитающейся им доли налога на прибыль льготы по этим платежам любым категориям предприятий и организаций, находящимся на подведомственной им территории, а по остальным платежам в соответствии с законодательством РФ о налогообложении.
Органы местного самоуправления самостоятельно:
— определяют направления расходования средств местного бюджета, устанавливают, исходя из имеющихся средств, нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, муниципальных органов охраны общественного порядка и на другие цели, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите;
— образуют резервные и целевые фонды.
Представительный орган местного самоуправления в соответствии с законодательством обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.
Представительный орган местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, а также валютные фонды. Порядок образования и использования фондов устанавливается Собранием депутатов.

Статья 27. Обеспечение минимального местного бюджета

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Архангельской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивают муниципальному образованию минимальный местный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Архангельской области на основе нормативов минимальной обеспеченности местных бюджетов.
3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Архангельской области доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Архангельской области передают органам местного самоуправления муниципального образования иные доходные источники федерального и областного бюджетов.
4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Архангельской области отчислений от федеральных налогов и налогов Архангельской области.
5. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Архангельской области, компенсируются органами, принявшими эти решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются последними в пределах, переданных им в качестве компенсации средств.

наверх
ГЛАВА VI.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 28. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Собрание депутатов, администрация муниципального образования, их органы и должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с Законом.
Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения в порядке и при условиях установленных настоящим Уставом. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения Конституции Российской Федерации, Устава Архангельской области, федеральных и областных Законов, настоящего Устава.
Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке установленном федеральными Законами, Законами Архангельской области, Уставом муниципального образования. 2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном Законом порядке.

Статья 29. Гарантии местного самоуправления

1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.
3. Органы местного самоуправления и его должностные лица, а также граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, других органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений.
4. Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, защиты прав и интересов населения муниципального образования подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
5. Собрание депутатов обладает правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов. 6. Контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться только в форме и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

наверх
ГЛАВА VII.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. О применении нормативных правовых актов органов местного самоуправления

1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования до приведения их в соответствие с настоящим Уставом применяются в части, не противоречащей ему.



 | НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  | КАРТА САЙТА  |